Восстановит ли суд налоговому органу пропущенный срок на обращение в суд? Консультация адвоката

Рубрика: Консультация адвоката

Итак, восстановит ли суд налоговому органу пресекательный срок на обращение в суд с иском о взыскании недоимки по налогам и пени за несвоевременную уплату налогов?

Тема в последнее время достаточно популярная. Не смотря на наличие целого штата юристов в каждой ИФНС, установленные законом пресекательные сроки (а именно сроки на обращение в суд) иногда налоговики пропускают… Пропускают иногда очень прилично, иногда пропуск срока незначителен.

Справочно: О каких сроках идет речь?

Общий срок, в течение которого налоговый орган может взыскать с налогоплательщика налоговую задолженность, состоит из совокупности сроков:
- срока направления требования об уплате налога, пеней, штрафа (п. п. 2, 6 ст. 6.1, ст. 70 НК РФ);
- срока добровольного исполнения требования налогоплательщиком (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ);
- срока обращения инспекции в суд, который зависит от вида взыскания (п. п. 2, 3, 5 ст. 6.1, п. 3 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 47, абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ).

Пропустив срок на обращение в суд, налоговый орган не опускает руки, а использует механизм восстановления срока, предусмотренный законом, обратившись с соответствующим заявлением о восстановлении срока наряду с подачей искового заявления о взыскании налоговой задолженности.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Восстанавливают ли суды эти сроки на практике?

Все зависит от того, насколько уважительными являются причины пропуска срока на обращение в суд. На самом деле, исходя из ниже писанной позиции ВАС РФ по данному вопросу, вряд ли пропуск срока налоговым органом по какой бы то ни было причине можно расценить как уважительный. Судите сами:

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении № 57 от 30 июля 2013 года «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отметил, что не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления (пункт 9 Постановления).

Вот так! Пользуйтесь этим Постановлением Пленума ВАС РФ обязательно!


Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

  Я не робот (поставьте галочку в подтверждение)