Являетесь ли Вы кандидатом на налоговую проверку ?
Не секрет, что инспекции Федеральной налоговой службы проводят периодические выездные налоговые проверки. Как правило, они проводятся в плановом порядке, однако график их проведения до проверяемых лиц заблаговременно не доводится.
Есть ли какие-то критерии отбора объектов проверки, которыми руководствуются налоговые органы ? Какие же ? Наверное, этот вопрос волнует многих.
Конечно, такие критерии есть. Более того, налоговая служба эти критерии унифицирует; в настоящее время создается компьютерная программа, которая позволит автоматически выявлять по заданным признакам наиболее проблемных налогоплательщиков и выдвигать их в качестве первоочередников на проведение налоговых проверок.
Но на сегодняшний день Федеральная налоговая служба обозначила лишь двенадцать критериев, которыми руководствуются налоговики, выбирая то или иное предприятие для проведения проверки. Они общедоступны и содержатся в Приложении № 2 Приказа ФНС России от 14 октября 2008 года № ММ-3-2/467@. На самом деле их, конечно, намного больше (более ста!).
Наверное, каждому руководителю есть смысл знать хотя бы официально доступные из них, чтобы, по возможности, минимизировать риск подвергнуться проверке налоговиков. Ведь приятного мало !
Вот эти критерии.
ПЕРВЫЙ КРИТЕРИЙ:
Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
В этой связи каждому руководителю необходимо иметь представление о среднем уровне налоговой нагрузки в конкретной отрасли экономики и соотнести с ним свой уровень, сделав для себя соответствующие выводы !
ВТОРОЙ КРИТЕРИЙ:
Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.
Здравый смысл определенно говорит о том, что если несколько налоговых периодов подряд Вы работаете с убытком, то Вы скрываете свою прибыль, ведете «черную» бухгалтерию. Если Вы не представляете собой узкопрофессиональный интерес для психиатра, должна же быть у Вас хотя бы минимальная прибыль хотя бы в одном налоговом периоде! Деятельность ради самой деятельности неразумна.
ТРЕТИЙ КРИТЕРИЙ:
Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
Так считают налоговики!
КРИТЕРИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ:
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). По налогу на прибыль организаций: несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.
Производимые организацией расходы должны быть разумны как по своему содержанию, так и в части их размера; рост расходов не должен превышать роста доходов. Иначе в пытливое сознание налоговиков закрадывается вполне объяснимое подозрение…
ПЯТЫЙ КРИТЕРИЙ:
Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
Зарплата в конвертах… Для того, чтобы не вызывать излишней подозрительности налоговиков, среднемесячная зарплата Ваших работников должна быть хотя бы на среднем уровне по конкретному виду экономической деятельности в нашей области. Информацию о среднем заработке можно получить в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирскстат). Он расположен по адресу: г. Новосибирск, ул. Каинская,6 (или на его сайте www.novosibstat.ru)
ШЕСТОЙ КРИТЕРИЙ:
Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).
В целях поддержки малого и среднего бизнеса законодателем установлены специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН). Налоговое бремя при их применении значительно ниже по сравнению с общей системой налогообложения. Поэтому вполне обоснованы подозрения налоговых органов о том, не имеет ли место дробление крупного бизнеса, к предпринимателям, применяющим специальные налоговые режимы и имеющим на протяжении нескольких налоговых периодов показатели, приближенные к предельному значению величин, обуславливающих право на применение специальных налоговых режимов.
СЕДЬМОЙ КРИТЕРИЙ:
Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
По налогу на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях индивидуальных предпринимателей, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.
ВОСЬМОЙ КРИТЕРИЙ:
Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указаны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53. Подробно об обоснованности получения налоговой выгоды в статье того же автора: «Налоговая выгода: обоснованна или нет ? Арбитражная практика».
ДЕВЯТЫЙ КРИТЕРИЙ:
Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющихся у налогового органа.
Если инспекция ФНС затребовала у Вас какие — либо сведения в связи с уплатой налогов либо в связи с налоговой проверкой, вызвав Вас на основании письменного уведомления, Вы, в соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 88 НК РФ, обязаны в течение пяти дней представить соответствующие пояснения. Иначе Ваша кандидатура автоматически поднимет свой рейтинг в списке первоочередников на выездную проверку!
ДЕСЯТЫЙ КРИТЕРИЙ:
Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
Два и более таких случая с момента государственной регистрации юрлица или подача при проведении выездной налоговой проверки заявления в регистрирующий орган о государственной регистрации смены адреса (места нахождения) юридического лица, если смена адреса влечет необходимость изменения места постановки на учет в налоговом органе.
Причем, в такой ситуации, как правило, юридический адрес не имеет ничего общего с фактическим местонахождением органа юридического лица. Это обстоятельство совершенно конкретно свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика и обоснованно вызывает у налогового органа желание его проверить. Кроме того, неназванным в цитируемом Приказе МНС России критерием риска является факт регистрации компании по адресу «массовой» регистрации, несуществующий адрес регистрации, регистрации юрлица по адресу, не приспособленному для осуществления деятельности исполнительного органа компании.
ОДИННАДЦАТЫЙ КРИТЕРИЙ:
Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
В части налога на прибыль организаций: отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухучета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
ДВЕННАДЦАТЫЙ КРИТЕРИЙ:
Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
— отсутствие личных контактов должностных лиц компании-поставщика и должностных лиц компании-покупателя при обсуждении условий поставок, подписании договоров;
— отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя или представителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
— отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
— отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
— отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ
Сведения о зарегистрированных юрлицах имеются в открытом доступе на сайте ФНС России; если этих сведений нет, то налоговые органы квалифицируют такого контрагента, как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом — сомнительными).
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
— контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
— наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
— отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
— приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
— отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
— выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
— существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Всего комментариев: 0